Цепные передачи

Служат для передачи вращения между удаленными друг от друга параллельными валами.
Различают следующие основные виды приводных цепей:
втулочные или втулочно-роликовые (цепи Галя);
зубчатые (цепи Рейнольдса)

Основным недостатком цепных передач является сравнительно быстрый износ шарниров, обусловленной трудностью подвода смазки в шарнир и высокими удельными давлениями в нем, а также неравномерный ход и шум, заметные на высоких скоростях.
Основным параметром является шаг цепи t, который выражается в миллиметрах или дюймах. В таблицах ГОСТа приводятся стандартные ширины цепей, минимальное число зубьев звездочки, предельное число оборотов, допускаемые нагрузки и вес

V = ωR; Vp = ωp = ωR cosα

Скорость цепи на прохождении одного шага изменяется по косинусоидальному закону пропорционально радиусу – вектору. Это изменение тем больше, чем крупнее шаг цепи. Изменение скорости (ускорение) создает силы инерции, способствующие износу шарниров и шуму. Для уменьшения влияния этого явления следует стремиться применять, по возможности, мелкозвенчатые цепи (в том числе двухрядные и многорядные). При равных тяговых способностях зубчатые цепи имеют гораздо меньший шаг и поэтому работают более спокойно и бесшумно

Силы, действующие в цепной передаче

Усилие натяжения сбегающей ветви определится из уравнения провиса цепи как тяжелой гибкой нити

1 2

3

q – вес погонного сантиметра цепи (интенсивность нагрузки);
А – межцентровое расстояние;
Y – провис цепи;
G – вес участка цепи на длине

Усилие натяжения набегающей ветви:

5-1 5-2

Нагрузка на валы и подшипники:

6

Расчет (подбор) цепи

Расчет обычно выполняется в нескольких вариантах с разными шагами, после чего подбирается оптимальный вариант

Выбирается шаг цепи и по нему и минимальному числу зубьев звездочки определяется диаметр делительной окружности звездочки:

7

После этого определяется окружное усилие  Р и рас­считывается цепь:

8-1 8-2

[P] – расчетная допускаемая нагрузка на цепь;
[P]таб – табличная допускаемая нагрузка на цепь;
С1 …. С6 – поправочные (эксплуатационные) коэффициенты