Допуски и посадки. Основные определения

Взаимозаменяемость

Свойство независимо изготовленных деталей (или узлов) занимать свое место в узле (или машине) без дополнительной обработки их при сборке и выполнять свои функции в соответствии с техническими требованиями к работе данного узла (или машины)
Неполная или ограниченная взаимозаменяемость определяется подбором или дополнительной обработкой деталей при сборке

Система отверстия

Совокупность посадок, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием (отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю)

Система вала

Совокупность посадок, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом (вал, верхнее отклонение которого равно нулю)

В целях повышения уровня взаимозаменяемости изделий, сокращения номенклатуры нормального инструмента установлены поля допусков валов и отверстий предпочтительного применения.
Характер соединения (посадки) определяется разностью размеров отверстия и вала

Термины и определения по ГОСТ 25346

Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения

Действительный размер – размер элемента, установленный измерением

Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер

Наибольший (наименьший) предельный размер – наибольший (наименьший) допустимый размер элемента

Номинальный размер – размер, относительно которого определяются отклонения

Отклонение – алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером

Действительное отклонение – алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами

Предельное отклонение – алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения

Верхнее отклонение ES, es – алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами
ES – верхнее отклонение отверстия; es – верхнее отклонение вала

Нижнее отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами
EI- нижнее отклонение отверстия; ei – нижнее отклонение вала

Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии

Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные – вниз

Допуск Т – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижними отклонениями
Допуск – это абсолютная величина без знака

Стандартный допуск IT – любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок. (В дальнейшем под термином “допуск” понимается “стандартный допуск”)

Поле допуска – поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии

Квалитет (степень точности) – совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров

Единица допуска i, I – множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска
i – единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I – единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм

Вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы

Отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы

Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю

Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю

Предел максимума (минимума) материала – термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший (наименьший) объем материала, т.е. наибольшему (наименьшему) предельному размеру вала или наименьшему (наибольшему) предельному размеру отверстия

Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки

Номинальный размер посадки – номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение

Допуск посадки – сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение

Зазор – разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала

Натяг – разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия
Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала

Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала

чертеж

Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала

Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично

Посадки в системе отверстия

– посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия

3а

Посадки в системе вала

– посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала

3б

Нормальная температура – допуски и предельные отклонения, установленные в настоящем стандарте, относятся к размерам деталей при температуре 20 град С